МКОУ Калининская средняя общеобразовательная школа
Пятница, 14.12.2018, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Режим дня младшего школьникаРегистрацияВход
Меню сайта
Сведения о школе
Адрес: 457334 Челябинская область Брединский район п.Калининский д.8 ул.Школьная д.9 Тел.: 8-35141-79-199 E-mail:mou_kalininskay@mail.ru Директор: Малафеев Егор Николаевич Часы приема: Пн-Пт с 9-00 до 16-00 Учредитель: Администрация Брединского муниципального района в лице Воробьёва Сергея Михайловича Адрес: 457310, п. Бреды, Челябинской область, ул. Гербанова, д. 40. Тел.: 8(35141) 3-41-00 8(35141) 3-41-01 8(35141) 3-41-03 Тел\факс: 3-41-78 Email: bredyglava@mail.ru
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Режим дня школьника

и его влияние на качество обучения.

( 1-4 классы)

Правильный режим дня школьника — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов. При этом каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. Учащиеся, которые строго соблюдают режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают. Рациональный режим дня способствует нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма. Он предохраняет нервную систему от переутомления; обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года; создает благоприятные условия для физического и психического развития детей и подростков.

Основными режимными моментами в суточном бюджете времени учащихся являются: учебные занятия в школе и дома, подвижные игры, спортивные развлечения, закаливающие мероприятия, прогулки, общественно полезный труд, свободное время, прием пищи, гигиенические процедуры, ночной сон, самообслуживание и помощь семье. При разработке рационального режима дня предусматриваются достаточная продолжительность и правильное распределение основных режимных компонентов. С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени, появляются новые виды деятельности, характер организации и проведения тех или иных режимных моментов. Главными в распорядке дня должны быть разумное чередование умственной и физической нагрузок с отдыхом, рациональное питание.

Домашние учебные занятия являются важным звеном самостоятельной подготовки школьников в процессе обучения. Добросовестное выполнение домашних заданий способствует закреплению и углублению знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков, получаемых на уроках в школе. Подготовку домашних заданий (самоподготовка) надо начинать всегда в определенные часы и при полном восстановлении функций. Перед началом самоподготовки следует включить в режим активный отдых, желательно на свежем воздухе; для учащихся 6—7 лет — дневной сон. Эти виды отдыха наиболее эффективно обеспечивают высокий уровень работоспособности к началу занятий. У школьников, привыкших заниматься всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени настрой всего организма к напряженной умственной деятельности. Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играют также привычка к постоянному месту работы, создание рабочей обстановки, включающей рабочее место, рабочую зону (письменный стол, стул, определенный порядок на столе, наличие необходимых письменных принадлежностей и т. д.), освещение рабочего места и др.

Во время занятий должно быть устранено все, что может отвлекать от работы (громкие разговоры, радио, телевидение и т. п.). Сами школьники должны быть приучены работать сосредоточенно, не отвлекаясь.

При выполнении домашних заданий должен быть сохранен школьный стереотип: через каждые 40— 45 мин занятий — короткие (10—5 мин) перерывы с выполнением физических упражнений (физкультпаузы, физкультминутки), которые быстро восстанавливают работоспособность.

Длительное приготовление уроков ведет к снижению внимания, ослаблению памяти и другим функциональным изменениям, а в общем режиме приводит к уменьшению времени пребывания детей на свежем воздухе, к снижению их двигательной активности, к систематическому недосыпанию и т. д.

Увеличение времени на домашние задания может быть связано не только с возросшим его объемом, но и с отсутствием у школьников умения рационально организовать свою работу.

В начальных классах учителя, как правило, рекомендуют начинать приготовление уроков с письменных заданий, а затем переходить к устным.

Напряженная умственная работа без отдыха, без перерывов не может долго быть эффективной. При выполнении домашних заданий важно правильное чередование труда и отдыха. Активный отдых на открытом воздухе (прогулки) включается в режим дня равномерно. Это обеспечивает сохранение оптимальной работоспособности на протяжении всего периода бодрствования.

Содержание и длительность отдыха на воздухе меняются в зависимости от его места в режиме дня и назначения.

Прогулка в течение 20—30 мин до начала занятий в школе снижает охранительное торможение после сна, повышает возбудимость клеток головного мозга к началу уроков. Дневная прогулка после окончания занятий в школе снимает утомление после относительной неподвижности на уроках; содержанием ее являются подвижные и спортивные игры, развлечения, физические упражнения.

Дневная прогулка после обеда (до самоподготовки) обеспечивает высокую работоспособность к началу приготовления домашних заданий. Длительность ее 1 — 1 '/г ч; прогулка проводится в виде общественно полезного труда (в том числе помощь семье), экскурсий, спортивных игр и т. п.

Вечерняя прогулка после ужина, перед сном, длительностью 20—30 мин снимает утомление, нарастающее к концу дня, уравновешивает процессы торможения и возбуждения, способствует быстрому засыпанию.

Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять для детей младшего школьного возраста не менее 3—3 '/г ч, старшего возраста — 2—2 '/2 ч. Как показывают наблюдения гигиенистов, в современных условиях перегрузки школьников нередко нарушается именно этот компонент режима дня.

В суточном бюджете времени каждого школьника предусматривается так называемое свободное время, которое учащиеся используют сообразно своим интересам, личным склонностям, желаниям. Оно включается в режим дня после самоподготовки. Характер его может быть самым разнообразным: занятия в различных кружках, спортивных секциях, художественная самодеятельность, танцы, посещение театра, просмотр кинофильмов, чтение художественной литературы и т. д. Занятия должны строиться только на добровольных началах, без элементов принуждения, не в силу долга, а на максимальной активности самих детей, тогда они будут настоящим отдыхом.

Внеучебные занятия должны быть регламентированы так же, как и любая другая деятельность школьников. Например, занятия в кружках и секциях должны проводиться не чаще 2 раз в неделю длительностью для младших школьников не более 1 ч, для старших — не более 1 '/2 ч. Такие зрелищные мероприятия, как просмотр телевизионных передач, кинофильмов и др., при всей их занимательности, пользе для общего развития ребенка представляют значительную физиологическую нагрузку на ЦНС, органы зрения и слуха. Установлена максимальная продолжительность просмотра детьми телевизионных передач: для младших школьников — 1 ч.

Чтение занимает ведущее место среди всех общекультурных интересов школьников во внеучебное время. Чтение сопровождается значительным напряжением коры большого мозга. В связи с этим длительность непрерывного чтения учащимися художественной  литературы  не  должна   превышать  2  ч.

Большую пользу для здоровья и радость детям приносят совместные с родителями экскурсии и загородные прогулки. Они имеют не только оздоровительное, но и воспитательное и образовательное значение.

В свободное время учащиеся должны оказывать посильную помощь семье. Школьников младших классов привлекают к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и др. Более старшие школьники помогают в уходе за младшими детьми в семье, в приготовлении пищи, уборке квартиры, выполняют садово-огородные и другие работы, связанные как с самообслуживанием, так и с общественно полезным трудом. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.

В режиме дня детей школьного возраста следует также предусматривать достаточное время для гигиенических процедур. Чрезвычайно важными элементами режима дня школьников являются сон и питание.

Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, а также соблюдение правил личной гигиены в период бодрствования; сюда могут быть отнесены и переодевания после школы и для прогулки, прием пищи. Каждый из этих элементов режима требует немного времени, но в сумме на них, затрачивается не менее 3 ч; дети младшего возраста, особенно 6 лет, тратят времени больше. В их суточном бюджете времени на личную гигиену выделяется не менее 3—4 ч.

После напряженного учебного дня школьнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточные для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения (табл. 8).

Таблица  8. Время отхода ко сну и его продолжительность


Возраст/лет
Время отхода ко снуПродолжительность сна
6-721.0011-12 часов: 1-2 часа днём, 10 ночью
8-10 21.0010 часов
11-1421.309 - 9,5 часов
15-1722.00-22.308 -9 часов

Наиболее рационален подъем детей в 7 ч; более ранний подъем отрицательно сказывается на самочувствии детей и увеличивает период врабатывания на 1-м уроке. Чтобы сон школьника был полноценным отдыхом, необходимо выполнение определенных гигиенических правил. Важнейшим из них является соблюдение режима сна.

Значительная часть детей недосыпает. Установлено чрезвычайно неблагоприятное влияние недосыпания на высшую нервную деятельность школьника: появляются слабость, головные боли, раздражительность, понижается работоспособность, быстро нарастает утомление. Все эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению.

Известно,   что   сон   детей   часто   сокращается  за счет увеличения периода засыпания. Причиной длительного засыпания может быть неправильная организация отдельных моментов режима дня: приготовление домашних заданий и проведение свободного времени, просмотр поздних программ телевидения, посещение театров, кино в вечернее время, активные физические и эмоциональные нагрузки в вечерние часы и др.

Для полноценного отдыха ЦНС и всего организма крайне важно обеспечить не только установленную продолжительность сна, но и достаточную его глубину. Большое значение при этом имеют устройство и содержание постели; организация рационального питания (недопустимо переедание перед сном, употребление крепкого чая, кофе, мясной пищи; ужинать следует не позднее чем за 2 ч до сна). В комнате должен быть чистый воздух; очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе в течение 30— 40 мин. Во время сна до минимума должны быть сведены отрицательные влияния таких раздражителей, как яркий свет, громкий разговор и др. Очень важно соблюдать правила личной гигиены: мытье ног, рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов. Ежедневное мытье ног перед сном водой комнатной температуры оказывает благоприятное влияние на ЦНС, закаливает организм, способствует быстрому засыпанию. Помимо гигиенической ценности таких процедур для организма, следует отметить их общее воспитательное воздействие на ребенка. Приучая детей к выполнению гигиенических процедур, родители одновременно воспитывают у них положительные качества, так как привычка к чистоте и порядку влияет на общую культуру поведения человека.

Поиск
Вход на сайт
Ротатор сайтов
Соцсети
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
МКОУ Калининская СОШ © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz